Подражание — это основа усвоения ребёнком новых навыков и умений, начиная с самых ранних этапов его жизни. Повторяя движения и действия, которые видит вокруг, малыш постигает способ взаимодействия с миром: как правильно держать ложку, класть кубик в пирамидку или произносить звуки. По сути, подражание выступает одним из главных механизмов, через который ребёнок перенимает опыт более старших и опытных людей.

Почему подражание так важно?

Формирование базовых навыков. Начиная от умывания и чистки зубов и заканчивая первой попыткой застегнуть курточку — всё это ребёнок осваивает, наблюдая за действиями взрослых и старших детей. Именно через подражание он учится бытовым операциям, позже активно используя их в самостоятельной жизни.

Освоение речевых и когнитивных навыков. Речь во многом базируется на способности ребёнка копировать интонации, слоги и звуки, произносимые окружающими людьми. Взаимодействуя с родителями и педагогами, дети усваивают не только лексику, но и структуру языка, логику построения фраз. Точно так же ребёнок впитывает и элементарные знания об окружающем мире: формы, цвета, пространство, время.

Социальная адаптация и общение. Подражание помогает ребёнку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В детском саду ребёнок смотрит, как ведут себя дети в игре и какие правила действуют во время занятий, а в школе — как учитель объясняет новый материал и что при этом делают одноклассники. Способность «отзеркаливать» модели поведения способствует более лёгкой адаптации в коллективе и общению.

Подражание при задержках развития.

Дети с задержкой психического или речевого развития зачастую не могут быстро научиться подражать. Им бывает сложно улавливать направление движения или воспроизводить несколько этапов действия подряд. Кроме того, такая медленная выработка навыка требует специального обучающего воздействия. Без поддержки со стороны взрослого ребёнку трудно чётко повторить жест, воспроизвести правильный размах или уловить последовательность операций.

Если, например, нужно накормить куклу, ребёнок может не проследить за всей цепочкой действий, особенно если взрослый показывает это быстро. Когда малыш не повторяет движение самостоятельно, взрослый берёт его руки в свои и показывает, как выполнить задание, а затем снова предлагает выполнить его подражательно. Подобный алгоритм необходим, чтобы ребёнок прочувствовал телесное ощущение правильного движения и смог закрепить результат в будущем.

Как научить ребёнка подражать: практические советы.

  • Дробите задачу на этапы.

    Если действие включает несколько шагов, показывайте каждый из них медленно и проговаривайте («Сначала берём ложку», «Теперь черпаем суп», «Подносим ложку к ротику куклы»). Так ребёнку легче усвоить логику и последовательность.

  • Используйте метод «рука в руке».

    Когда малыш не подражает, аккуратно возьмите его руки в свои и покажите, как выполнить движение. Затем повторите ещё раз вместе, но уже с минимальной поддержкой. Постепенно отходите от физической помощи, чтобы ребёнок закрепил навык.

  • Подключайте эмоции и позитив.

    Радостная улыбка, похвала («Отлично получилось!», «Как здорово ты сделал!») создают у ребёнка положительное впечатление от процесса обучения. Позитивный настрой помогает ему снова и снова пробовать повторить движение.

  • Задействуйте ритуалы и режимные моменты.

    Бытовые навыки (одевание, умывание, уборка игрушек) становятся удобной площадкой для тренировки подражания. Например, можно показать, как правильно зашнуровать ботинок, и попросить ребёнка повторить за вами шаг за шагом.

  • Применяйте игровой формат.

    Игры с мячом, умывание куклы, стучание по барабану — любая ситуация, где ребёнок может видеть ваше действие и пытаться его воспроизвести, способствует развитию подражания. Делайте акцент на том, что игра — это весело, интересно и увлекательно.

  • Постепенное усложнение.

    Начните с простых одиночных движений (помахать рукой, похлопать в ладоши). Когда ребёнок научится уверенно им подражать, переходите к более сложным действиям: многозвенной игре с конструктором, рисованию по образцу или приготовлению игрушечного обеда.

Помощь специалистов

Взрослый может многое сделать сам, однако при серьёзных задержках развития не стоит отказываться от профессиональной помощи. Специалисты (дефектологи, нейропсихологи, логопеды) в центре раннего развития:

  1. Оценят уровень сформированности навыка подражания.
  2. Подберут индивидуальные методики и упражнения.
  3. Научат родителей приёмам обучения и закрепления навыка в быту.
  4. Отследят динамику и вовремя скорректируют программу занятий.

Подражание — один из фундаментальных способов освоения ребёнком общественного и бытового опыта. Без умения внимательно смотреть и повторять действия взрослых малышу будет крайне сложно учиться играть, разговаривать и взаимодействовать с окружающими. Особенно важно научить этому детей, которые имеют особенности в развитии, поскольку при отсутствии специального обучения навык формируется слишком медленно и с трудом.

При достаточном количестве терпения, позитивной поддержки и правильно организованном обучающем процессе даже у «особых» малышей навык подражания со временем обязательно укрепится. И тогда ребёнок сможет использовать его в освоении множества других навыков и знаний, необходимых для дальнейшего успешного развития и социализации.