Ребёнку не хватает энергии учиться: как помочь «энергетически ослабленным» детям

Современные школьники часто сталкиваются со стрессами и перегрузками: многочисленные уроки, домашние задания, внеклассные занятия. Однако некоторые дети особенно подвержены утомляемости и недостатку энергии. Известные учёные-нейропсихологи Т. В. Ахутина и Е. М. Пылаева называют таких ребят «энергетически ослабленными» и указывают на их особую нестабильность в учёбе.

Кто такие «энергетически ослабленные» дети

У подобного ребёнка в один день может получаться абсолютно всё: он быстро и точно выполняет задания, увлечённо решает задачи или пишет сочинения. Но уже на следующий день (или даже к концу того же урока) его успеваемость резко «проседает», появляются ошибки, неаккуратность в тетрадях, забывчивость. По сути, сила и энергия для работы у него «заканчиваются» быстрее, чем у сверстников.

В классах нередко встречаются ребята, которые активно и результативно занимаются только на первых двух-трёх уроках, а к следующим занятиям уже теряют концентрацию и мотивацию. Кто-то в течение одного урока может отлично начать контрольную, но к середине или концу задания сил у него уже не остаётся, и результат оказывается посредственным.

Почему так происходит

Основная причина такой «энергетической ямы» у детей — быстрое нарастание утомления. Оно может быть обусловлено особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья, нарушениями сна или питания, а также общими перегрузками в учебе и повседневной жизни. На фоне усталости мозг ребёнка начинает хуже обрабатывать информацию, что отражается на качестве работы и количестве ошибок.

Чем помочь «энергетически ослабленному» ребёнку

  1. Строгий и чёткий режим дня.

    Регулярный распорядок сна, приёмов пищи и отдыха помогает нервной системе восстанавливаться. Ребёнку стоит ложиться и вставать в одно и то же время, чтобы организм привыкал к стабильному графику.

  2. Чередование активной работы с подвижным отдыхом.

    Полезно давать мозгу небольшие перерывы: 5–10 минут активных упражнений или хотя бы лёгкой разминки каждые 30–40 минут занятий. Это снимает напряжение и возвращает бодрость.

  3. Укрепление организма.

    Сбалансированное питание, достаточное количество жидкости, свежий воздух и умеренные физические нагрузки повышают общий тонус ребёнка. Отличным вариантом могут стать прогулки, плавание, занятия спортом в щадящем режиме.

  4. Наблюдение у невролога (или другого узкого специалиста).

    Если ребёнок регулярно жалуется на утомляемость, слабость, головные боли или бессонницу, стоит проконсультироваться с врачом. Специалист сможет определить, нет ли серьёзных причин для такого состояния и предложит корректирующие меры или медикаментозную поддержку при необходимости.

Помните о последствиях перегрузок

Чрезмерные нагрузки могут не только снижать успеваемость ребёнка, но и отрицательно сказываться на его здоровье в целом, способствуя частым простудам и другим заболеваниям. Чтобы этого избежать, родители и педагоги должны уделять внимание не только результатам на уроках, но и общему состоянию ребёнка.

В нашем детском центре специалисты помогут разобраться с проявлениями повышенной утомляемости:

  • Подскажут, как оптимизировать режим дня и чередовать учебные нагрузки с отдыхом.
  • Дадут рекомендации по упражнениям на развитие концентрации и повышению общего тонуса.
  • Помогут родителям и детям выработать привычки, которые будут поддерживать устойчивую работоспособность.

Вместе мы сможем создать условия, в которых каждый ребёнок будет чувствовать себя уверенно и учиться с удовольствием.