Это возраст, когда ребёнок начинает занимать своё место, осознавать свою значимость, самость, своё «Я». Дети учатся понимать, что они могут влиять на окружающих, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения. Появляется больше самостоятельности и желания что-то решить самостоятельно, без вмешательства взрослых.

Рождается новый статус: теперь он не только сын, брат, внук. Теперь он еще и «Школьник». Появляются новые обязанности, режим дня, требования со стороны учителей и школы. Для ребёнка это часто воспринимается как переход во «взрослую жизнь», где многое нужно делать по правилам и предписаниям.

Наряду с родителями появляется ещё один авторитет – первый учитель. Отношение учителя к ребёнку, его слова одобрения или замечания могут сильно влиять на самооценку и уверенность в себе. Если ребёнок чувствует поддержку со стороны учителя, у него формируется позитивное отношение к учебе и школе.

Ребенок попадает во взрослый социум, хотя и в статусе младшего школьника. Ему приходится учиться взаимодействовать не только с ровесниками, но и со взрослыми, подстраиваться под школьные правила и расписание. Школа для ребёнка – это взросление. Он видит, что здесь от него ждут определённого поведения, аккуратности, самостоятельности, умения общаться с одноклассниками.

Дома, возможно, к нему до сих пор относятся как к ребёнку, и он может это терпеть. Но в школе не потерпит к себе такое отношение родителей, в присутствии одноклассников тем более. Ребёнок старается показать, что он уже не малыш, и часто может болезненно реагировать на излишнюю опеку и «сюсюканье» перед друзьями.

У него появляется потребность в значимости, в уважении, в одобрении своих сверстников. Именно поэтому они слушаются учителя, подчиняются правилам и стараются получать одни звездочки или высокие баллы. У детей появляется соперничество за первое место, за лидерство, за внимание и любовь учителя. Они начинают сравнивать себя с другими, радоваться успеху и расстраиваться при неудачах. В этом возрасте особенно важно учить ребёнка здоровому отношению к конкуренции и пояснять, что ошибки – это часть учебного процесса.

  • Родителям необходима правильная сепарация с ребёнком, учиться отпускать ребенка, не опекать его так же сильно, как во младенчестве. Правильная сепарация означает постепенное предоставление ребёнку самостоятельности в повседневных вопросах: одевании, сборе портфеля, выполнении домашних заданий. При этом важно сохранять эмоциональную близость – чтобы малыш знал, что в любой момент может обратиться к родителям за поддержкой.
  • В делах, касающихся ребёнка, передавать ему ответственность и помогать делать выбор. При этом помогать, направлять, показывать, что у ребёнка есть выбор. А решение оставлять за ним. Это учит ребёнка принимать последствия своих решений и формирует чувство собственной компетентности. Родители же выступают в роли наставников, которые могут подсказать и поддержать, но не решать всё за него.
  • Показать ребёнку его значимость. Это можно сделать поведением, словами, можно спросить совета у своего ребенка – это придаст ему ощущение собственной значимости (даже мама/папа со мной советуются). Чаще хвалите ребёнка за реальные достижения, подчёркивайте его сильные стороны и напоминайте, что цените его мнение.
  • Начинать относиться к нему как ко взрослому человеку, который правда пока еще мыслит по-детски. Нельзя обзывать его и нельзя унижать. Важно говорить с ребёнком уважительно, заинтересованно слушать его, даже если кажется, что он пока говорит «детские» вещи. Такие разговоры помогают развивать мышление и эмоциональный интеллект.
  • Родителям нужно снизить требования к успеваемости ребёнка. Он только начал обучаться письму, счёту. Не надо указывать на плохо написанные буквы или неправильно выполненные задачки. Старайтесь указывать на то, что у него хорошо получается. Если среди 5 букв 4 некрасивые, а одна написана красиво, то подчеркните эту одну красивую букву, похвалите за старания, и тогда в следующий раз красивых букв будет больше. Позитивное подкрепление формирует у ребёнка уверенность, что он справится и с более сложными задачами, если будет стараться.
  • Относитесь к ребёнку так, как вы хотели бы, чтобы к нему относились в школе. Если не хотите, чтобы над вашим ребёнком насмехались и издевались в школе, то сами ни в коем случае не насмехайтесь над ребёнком. Если хотите, чтобы сверстники уважали ребенка и прислушивались к его мнению, то и сами уважайте его и прислушивайтесь к нему. Ребёнок будет перенимать модель поведения у взрослых и «транслировать» её в школе.
  • Нельзя в этот период записывать ребёнка сразу на много кружков. Тем более, если до этого ребёнок не посещал никакие кружки. Не перегружайте детей в первые годы учёбы. Хотя они и кажутся взрослыми, но всё-таки они ещё маленькие. Важно учитывать, что учебные нагрузки сами по себе уже требуют больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. Один-два кружка могут быть полезны, если они действительно нравятся ребёнку и не вызывают чрезмерной усталости.
  • Если ваш ребёнок идёт в школу без особого энтузиазма, если он грустит, то на это нужно обратить внимание. Не всегда это про лень. Возможно, надо будет обратиться к школьному психологу. Возможно, ребёнка придётся перевести в другой класс или сменить учителя. Иногда ребёнку некомфортно в коллективе из-за конфликтов или слишком высоких требований. Задача родителей – вовремя заметить эту проблему и помочь её решить, не дожидаясь, пока школьные трудности превратятся в серьёзные психологические барьеры.
  • Не делайте задания за ребёнка. Это ответственность ребёнка, а не ваша. Он должен получать отметки на столько, насколько он старается. Иначе учиться будете вы, а не ваш ребёнок. Помогайте объяснять сложные моменты, но не выполняйте работу вместо него. Ребёнку важно научиться преодолевать собственные трудности, чтобы выработать уверенность в своих способностях.
  • И наконец, последнее. Не сравнивайте своего ребёнка со сверстниками. Никогда! Покажите ему, что вы его любите, принимаете и отличником, и троечником, что для вас важен он сам, а не его отметки. Это способствует формированию адекватной самооценки и помогает избежать многих психологических трудностей. Если ребёнок будет чувствовать, что его ценят вне зависимости от учебных успехов, он с большей вероятностью сохранит интерес к обучению и желание развиваться.

Все эти рекомендации помогут ребёнку легче адаптироваться к школьным реалиям, сохранить уверенность в своих силах и избежать серьёзных конфликтов с родителями и окружающими. Главное – помнить, что в 7-11 лет ребёнок продолжает активное формирование своей личности, и ему нужна поддержка, понимание и уважение со стороны взрослых.