Примерно с полутора лет, если ребенку показать картинку со знакомым предметом и сказать: «Найди это!» ребенок вам принесет то, что увидел на картинке. В виду того, что мыслит ребенок в этот период больше правым полушарием, т.е. глобально, то и воспринимать будет увиденное точно так же. На картинке мячик, значит, ребенок принесет мячик, при этом абсолютно не учитывается ни размер, ни форма, ни цвет. Однако это уже первичное обобщение из серии «такой же» — важнейший этап развития мышления! Ребенок обработал двухмерное изображение и соотнес с реальным, затем выполнил просьбу.
Если развитие ребенка нарушается, то этот навык не закрепляется, а значит, его надо развивать.
Это будет первый этап. Мы находим такой же предмет без учета его формы, размера, цвета.
Далее давайте вспомним, как ребенок познает мир в первый год жизни? Все верно, ртом. Этим нельзя пренебрегать, так как данный опыт дает нам понять, с чего начинать классификацию и обобщение, а именно с ФОРМЫ! Форму легче всего ощутить ртом. Ребенок понимает, что вот здесь есть углы, их много или мало, а вот у этой игрушки нет углов. Поэтому второй этап классификация и обобщение по форме.
Начинаем с самого простого: в эту корзинку кубики, в другую корзинку мячики. Сначала берем одного размера, затем, когда ребенок освоил данный навык, берем кубики/ мячики разного размера и все так же раскладываем их в две корзинки по форме! Сначала даем ребенку образец, положим в корзинки по одному предмету для примера. После того, как ребенок научился классифицировать, начинаем обобщать: «Эти предметы — кубики, а эти — мячики!»
Кстати, когда ребенок обобщает, он учиться выделять первичные сигнальные признаки, например, мячики разного размера все равно являются мячиками и они круглые!
Третий этап: классификация по цвету, тут же происходит и обобщение плюс закрепление цвета. Главное правило в самом начале работы: НЕ использовать оттенки. Берем только основные цвета. Классифицировать и обобщать всегда начинаем с двух разных цветов, с усложнением добавляем новые цвета.
Следующий этап: классификация и обобщение по размеру, все точно так же как и в предыдущем этапе, но уже понятие более абстрактное: больше/меньше. Если с формой и цветом более ли менее все ясно, то понятия «большой» и «маленький» могут быть весьма субъективны, поэтому размер выбираем один большой и один маленький.
Еще один этап обобщения по способу использования, это метод тактильного воздействия, например, молотком стучим, коробку открываем и т.д. Этот этап может идти первым, если у ребенка трудности с пониманием речи или недостаточное сенсорное насыщение.
Самый последний и самый сложный этап: классификация и обобщение по сигнальным признакам. Сюда можно отнести большинство лексических тем: деревья, цветы, грибы, овощи, фрукты, дикие/домашние животные и т.д. К этому этапу мы переходим только тогда, когда ребенок освоил предыдущие!
И помним самое главное правило: сначала классифицируем, а потом обобщаем — не наоборот! Потому что ребенок должен понять, почему эти предметы мы кладем в одну корзинку, а другие предметы в другую.