Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д. Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К. Д. Ушинским. В “Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.

Настоящий графический диктант по клеточкам используется в работе с детьми — дошкольного возраста (с 5 лет) и школьникам. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз — вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигура. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигура появится, если диктант был выполнен правильно и ребенок нигде не ошибся.

Графические диктанты направлены на:

  • развитие координации движений;
  • развитие усидчивости;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие пространственного мышления и воображения;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие слухового, зрительного восприятия и внимания;
  • развитие самоконтроля.

Естественно, графические диктанты– это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Простые графические диктанты помогают предотвратить многие сложности на начальном этапе учебы в школе. Это рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность. Дети, которые научились работать с графическими диктантами, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно.

Как проводить графические диктанты.

Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ.bКонечно, многое зависит от возраста ребенка и его индивидуального развития.

Варианты проведения графического диктанта.

  • Педагог(или родитель) диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем сравнивает свое изображение с исходным образцом.
  • Ребенок самостоятельно считывает команды по схеме и выполняет графический диктант.
  • Ребенку предлагают повторить по клеточкам рисунок, который изображен на образце.
  • Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить, например «дорисовать вторую половину».

«Графический диктант» — это один из самых результативных методов развития пространственного мышления и воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве и на микроплоскости. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.