Представьте, что логопед поставил вашему ребенку новый звук. Конечно, хочется, чтобы теперь этот звук свободно и легко произносился во всех словах. Однако, не стоит торопиться! От постановки звука до введения его в речь проходит длительный этап автоматизации. Суть этого процесса заключается в переходе с произвольного произнесения звука (контролируемого ребёнком) в непроизвольное (свободная речь).

Почему нельзя пренебрегать этим этапом?

Ответ на этот вопрос дал академик И.П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое новое движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «автоматизм».

Процесс автоматизации включает в себя многократное повторение:

  • изолированного звука
  • слогов
  • слов со звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова)
  • словосочетаний и предложений
  • чистоговорок, стихов, рассказов

Для успешной автоматизации звука важно не перескакивать эти этапы и соблюдать их последовательность. Большое значение также имеет систематичность и регулярность занятий. Помимо занятий с логопедом (2-3 раза в неделю) необходимо ежедневно выполнять домашние задания по тренировке нового навыка.

В процессе данной работы главное – это формирование самоконтроля ребенка за своей речью!

Помните! Работа считается законченной тогда, когда ребенок произносит звук в свободной речи, не задумываясь.