Что бывает из-за нарушения эмоционально-волевой сферы, и как ее развивать у детей?

Для подавляющего большинства детей до 5 лет нормально не до конца управлять собой. Связано это с тем, что у маленьких детей незрелый центральный «дирижер» управления поведением — лобные доли мозга.

После 5 лет основная масса малышей более-менее дозревает до относительно высокой способности к самоконтролю. Истерики по поводу и без уходят в прошлое, так как ребенку становится стыдно вести себя «как маленький». Появляется мотивация учиться, получать хорошие оценки, доказать самому себе «я могу». Внимание проявляет черты произвольности — дети становятся способны концентрироваться некоторое время на том, что не очень-то интересно. Это всё становится возможным потому, что в системе эмоционально-волевой сферы воля начинает преобладать над эмоциями и управлять ими.

Что же происходит, если развитие эмоционально-волевой сферы задерживается?

Если эмоционально волевая коррекция не была проведена своевременно, то даже после пяти лет вы можете наблюдать следующие проявления:

  • Крики, скандалы и трагедии на пустом месте — из-за того, что пришел не тот автобус, включили не тот мультик, дали не тот кусок хлеба и так далее.
  • Импульсивное поведение — «сначала делаю, а потом думаю», неспособность ждать своей очереди.
  • Гиперактивность и неусидчивость — ребенок может вставать посреди урока, ходить по классу, вмешиваться в дела других.
  • Неадекватная реакция на неудачи — при проигрыше начинаются драки, ломаются игрушки или вещи, потому что «виновата дурацкая игра», или ребенок впадает в истерику.
  • Отсутствие силы воли — не доводит начатое до конца, нервничает, если что-то не получается, даже если пытался всего минуту.
  • Невнимательность — в возрасте 6-7 лет ребенок должен начать концентрироваться не только на том, что ему интересно.
  • Неспособность адекватно выражать свои чувства и понимать чужие — поведение из серии «сразу кричать, истерить или драться», не разобравшись, что произошло. Также может быть непонимание чужого настроения или неуместности своих действий.

Кто наиболее подвержен риску эмоционально-волевых расстройств?

Эмоционально волевое развитие детей часто страдает у детей с особенностями развития:

  • детей с алалией,
  • СДВГ,
  • ЗПР,
  • аутизмом.

В таких случаях эмоционально волевые особенности корректируются временем и занятиями. Когда центральная нервная система дозревает, проблемы начинают уходить или, по крайней мере, смягчаться.

Но и дети без неврологических диагнозов могут проявлять незрелость в эмоционально-волевом развитии. На это влияют не только внутренние особенности ребенка, но и внешние факторы, такие как воспитание, окружение и способы взаимодействия в семье.

Как развивать эмоционально-волевую сферу?

Для развития эмоционально-волевой сферы важно:

  • Организовывать эмоционально волевое развитие через игры, которые стимулируют внимание, самоконтроль и выдержку.
  • Вводить упражнения на эмоционально волевую коррекцию, направленные на развитие силы воли и умения справляться с эмоциями.
  • Создавать среду, где ребенок может безопасно учиться понимать свои чувства и управлять ими.

Регулярная работа над этими аспектами поможет избежать эмоционально волевых расстройств, а также даст ребенку уверенность в себе, способность к самоконтролю и здоровое взаимодействие с окружающими.

Так как же помочь эмоционально-волевой сфере дозреть, и нужно ли это делать? Может, всё придёт само собой?

Каждый родитель решает сам, надо ли ему вмешиваться. Однако для всех детей, вне зависимости от наличия или отсутствия нарушений развития, работают примерно одни и те же принципы. Единственное, что для детей с особенностями развитие эмоционально-волевой сферы может потребовать больше времени и усилий.

Одним из ключевых моментов является работа с причинно-следственными связями. Это крайне важно для развития воли. Когда ребёнок понимает причинно-следственные связи, он начинает задумываться, стоит ли совершать определённые действия, и способен делать осознанный выбор. Например: «Если я сделаю это, папа меня отругает. Оно того стоит? Нет, не буду так делать.»

Развивать эту область мышления можно различными способами:

  • Занятия на логику. Логические ряды (доступны детям с 3-3,5 лет), логические квадраты (от 5-6 лет), выкладывание картинок по принципу «Что было сначала, а что потом?» (от 4,5-5 лет).
  • Занятие без занятия. Просто задавайте ребёнку вопросы в духе «Почему?..», «Что будет, если?..», «Что ты будешь делать, если..?». Например: «Почему летом никто не лепит снеговиков?», «Что будет, если пойдёт дождь?», «Что ты будешь делать, если потеряешься?».
  • Сказкотерапия. Используйте сказки с поучительным содержанием, где герои совершают действия, а затем получают последствия. Для малышей подойдут простые сказки, такие как «Колобок» или «Репка». Для детей постарше можно использовать истории с коррекционной направленностью, например, книги Елены Ульевой.
  • Картинки или игра «Хорошо-плохо». Такие задания помогают ребёнку задуматься, к чему приводят те или иные действия. Например: «Мальчик разрисовал стену. Как отреагирует мама? Это хорошо или плохо? Где нужно рисовать?».

Для детей с нарушениями развития могут использоваться более наглядные методики, например, социальные истории. Этот метод помогает объяснить правила поведения через простые визуальные сюжеты. В интернете можно найти множество таких историй, которые легко адаптировать для разных ситуаций.

Важно помнить, что такие методы требуют терпения и систематичности. Результаты не появляются сразу. Повторяйте правила, объясняйте социально приемлемые альтернативы и обязательно закрепляйте успехи похвалой и поощрением.

Последовательное воспитание также играет важную роль. Если ребёнок нарушил правила, он должен понимать, что за этим последуют последствия. Насилие недопустимо, так как оно либо ломает ребёнка, либо формирует агрессивные модели поведения. Но лишить сладкого, запретить мультики или временно убрать игрушки за явное непослушание вполне возможно. Это помогает ребёнку осознать причинно-следственные связи своих поступков и их последствий, особенно если родители проговаривают, за что последовало наказание.

Пусть лучше родители дома объяснят ребёнку, что у каждого действия есть последствия, чем он узнает это позже в менее безопасной ситуации.