Когда ребёнок начинает обучение в первом классе, многие родители не сразу замечают первые сигналы того, что их ребёнок испытывает трудности с освоением школьной программы. На первый взгляд может показаться, что всё идёт гладко. Это может быть связано с тем, что в начале обучения дети находятся в процессе адаптации, что само по себе является серьёзным стрессом. В первые месяцы в школе ещё не ставят полноценные оценки, а домашние задания часто бывают лёгкими, или их не задают вовсе. В этом периоде создаётся иллюзия, что всё под контролем, и ребёнку легко даётся учебный материал. Однако со временем сложности начинают накапливаться, и если родители не следят за прогрессом, им может быть трудно вовремя распознать, что их ребёнок нуждается в поддержке.
Нейропсихологи отмечают, что родители часто обращаются за помощью только к середине или даже к концу второго класса. В это время многие трудности, которые были незамечены на раннем этапе, уже могут стать серьёзными проблемами. Например, к этому моменту у ребёнка могут выявиться нарушения письма, которые диагностируются как дисграфия, а проблемы с чтением могут перерасти в дислексию. Эти состояния требуют профессиональной диагностики и вмешательства, но зачастую родители замечают их слишком поздно, хотя признаки могли быть очевидны ещё в первом классе.
Признаки проблем с освоением программы
Для того чтобы помочь родителям своевременно обнаружить трудности в обучении, специалисты выделяют несколько ключевых «красных флажков». Если ребёнок:
- Не дописывает задания в классе: ребёнок не успевает за классом и оставляет задания незавершёнными.
- Пропускает точки и заглавные буквы: это свидетельствует о недостаточном внимании к деталям, что часто связано с трудностями в развитии письменных навыков.
- Оставляет слишком много свободного места в тетради: пропускает целые части листа или даже пол-листа, что может указывать на проблемы с организацией пространства и структурированием информации.
- Не оставляет промежутков между частями работы: это приводит к слипанию заданий, например, примеров по математике, и также свидетельствует о недостаточной организованности.
- Не умеет читать после середины учебного года: ребёнок читает по слогам или вовсе не овладел базовыми навыками чтения, что может стать серьёзной проблемой к концу учебного года.
- Не выполняет арифметические действия с переходом через десяток: не справляется с более сложными задачами по математике, что также является сигналом о трудностях в понимании числовых операций.
- Не научился решать задачи в два действия: к концу учебного года ребёнок должен уметь решать более сложные задачи, состоящие из нескольких шагов.
Некоторые дети приходят в первый класс, будучи недостаточно подготовленными к школьной жизни как интеллектуально, так и эмоционально. Такие дети часто сталкиваются с трудностями не только в освоении учебного материала, но и в повседневных школьных ситуациях, что приводит к дополнительному стрессу как для ребёнка, так и для родителей и учителей.
Типичный «портрет» первоклассника, неготового к учебной программе
Чрезмерная игривость. Ребёнок, который не готов к школе, часто остаётся слишком вовлечённым в игровую деятельность. Ему сложно переключаться с игр на учебные задания, и любое требование сосредоточиться на уроках вызывает сопротивление. В школе важно уметь удерживать внимание на заданиях, а чрезмерная игривость мешает вовремя переключаться на серьёзные задачи.
Недостаточная самостоятельность. В школе требуется определённая доля самостоятельности: дети должны уметь организовать своё рабочее время, начинать и завершать задания без постоянного контроля со стороны учителя. Если ребёнок не может этого делать, он постоянно нуждается в поддержке и напоминаниях, что затрудняет процесс обучения и может повлиять на его успеваемость.
Импульсивность и гиперактивность. Дети, которые проявляют импульсивность, часто не задумываются о последствиях своих действий. Они могут перебивать других, не дожидаясь своей очереди, или начинать выполнять задания, не прочитав инструкции до конца. Гиперактивные дети не могут спокойно сидеть на месте, что отвлекает не только их самих, но и весь класс. В результате им сложно сосредоточиться на учебном процессе.
Трудности в общении. У многих первоклассников, которые не готовы к школе, возникают сложности в социальном взаимодействии. Это может проявляться в виде нежелания контактировать с учителем или другими взрослыми, либо в виде трудностей в налаживании отношений со сверстниками. Иногда такие дети не понимают, как правильно общаться в школьной среде, не умеют следовать социальным правилам, что вызывает конфликты или замкнутость.
Невозможность сосредоточиться. У детей, не готовых к школе, часто возникают трудности с концентрацией. Они легко отвлекаются на посторонние вещи, им сложно удерживать внимание на одном задании. В результате, даже самые простые инструкции могут вызвать у ребёнка путаницу, а учебные задания — не завершаться вовремя.
Плохие знания об окружающем мире. К моменту поступления в первый класс от детей ожидается базовое понимание окружающего мира. Они должны уметь классифицировать предметы, выделять их сходства и различия, делать простейшие обобщения. Если ребёнок не умеет этого делать, ему будет сложнее воспринимать новый учебный материал, который требует уже определённой базы знаний и навыков.
Недостаточно развитые мелкие моторные навыки. Проблемы с мелкой моторикой, такие как сложности в выполнении графических заданий или трудности в обращении с мелкими предметами, напрямую влияют на успехи ребёнка в письме и других школьных дисциплинах. Дети, у которых плохо развиты мелкие моторные навыки, с трудом удерживают ручку, неправильно держат карандаш, им сложно аккуратно писать и рисовать.
Низкий уровень произвольной памяти. Произвольная память — это способность ребёнка запоминать и удерживать информацию по собственному желанию. У детей с низким уровнем произвольной памяти возникают сложности с запоминанием инструкций, правил, последовательности действий. Они забывают задания и их суть ещё до того, как начнут выполнять.
Нарушения речи. Речевая задержка или другие нарушения могут проявляться как в неправильном произношении отдельных звуков, так и в бедном словарном запасе, неспособности выразить свои мысли чётко. Это мешает ребёнку понимать учителя и эффективно участвовать в учебном процессе.
Когда стоит обратиться за помощью?
Если родители замечают у своего ребёнка эти признаки, стоит задуматься о проведении профессиональной диагностики. Специалисты смогут выявить проблемы на ранней стадии и предложить эффективные методы их коррекции. Не стоит спешить с поступлением в первый класс, если у ребёнка ещё есть время для подготовки. Лучше отложить начало школьного обучения на год, чтобы ребёнок успел развить свои когнитивные способности, эмоционально-волевую сферу и был готов к школьным нагрузкам. Это обеспечит более успешную адаптацию к школе и повысит шансы на хорошую успеваемость в дальнейшем.