Уважаемые родители, очень хочется поделится с Вами своим мнением!

На данный момент ни один ученый не переделал нормы психического и речевого развития ребенка. Они существуют для врачей, педагогов и родителей, чтобы мы с вами сравнивали и понимали, развивается ли ребенок в пределах этих норм или же есть особенности или отставание в развитии ребенка.

Если врачи говорят маме 2-3х летнего ребенка, у которого нет речи, что не стоит переживать, подождите еще немного, после трех лет заговорит, то я бы ушла от такого специалиста и больше к нему не вернулась. Потому что нельзя терять время, надо действовать, и чем быстрее, тем лучше‼️Это может быть и моторная алалия, и дизартрия, и системные недоразвития речи при расстройстве аутистического спектра и другие особенности развития ребенка. Ведь своевременно выявленное нарушение и оказанная комплексная помощь (медикаментозные назначения, занятия со специалистами) дадут более быстрый и высокий результат.

Также не заслуживает вашего внимания врач, который прописывает курс ноотропов без дополнительных обследований (биохимия, ЭЭГ,УЗДГ,АСВП).

Если у Вас есть сомнения, неуверенность в рекомендациях врача, обязательно обратитесь к другому специалисту, чтобы сравнить и сделать правильный выбор.

Поговорим про речь.

Родители прежде всего обращают внимание на развитие речи ребенка. Давайте разберемся, при каких особенностях развития речи необходима консультация специалиста?

  • Детям в возрасте от 1,5 лет, в речи которых нет направленных обращений; звучит в основном лепетная речь; звукоподражания и количество названий предметов менее 10.
  • Детям в возрасте от 1,5 лет которые не реагируют на имя, обращения, не выполняют простых просьб, не пользуются указательным жестом. Не понимают и не пользуются словами или жестами «Да-Нет». Родители замечают, что ребенок не реагирует и не понимает обращенную речь или понимает, но очень ограничено.
  • Детям в возрасте от 2 лет, в речи которых нет хотя бы простых фраз: «дай пить», «идем гулять», «хочу это», нет вопросов: что это, где?
  • Детям в возрасте от 3 лет, речь которых звучит непонятно для окружающих (не родителей), дети не договаривают слоги слов, переставляют слоги местами, искажают слова, активный предметный и глагольный словарь наращивается очень медленно. Артикуляция слабая, воздушная струя недостаточная.
  • Детям в возрасте от 4 лет, произношение у которых смазано, отсутствуют, заменены или искаженны звуки речи, есть ошибки в употреблении родов, падежей. Ребенок не употребляет в речи предлоги или использует их неправильно. Словарный словарь бедный. Ребенку трудно отвечать на вопросы по картинке и по тексту. Дети, у которых нарушено фонетико-фонематическое восприятие. (это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения).
  • Детям в возрасте от 5 лет, которые не могут связно рассказать о событиях, составить рассказ по картинке, пересказать текст.
  • Детям за полгода до школы, чтобы оценить речевую готовность к школе и риск нарушений письма и чтения.
  • Детям школьного возраста, допускающим множественные ошибки на письме, с трудом овладевающим навыком чтения.
  • Детям со снижением слуха (врожденное или приобретенное).
  • Детям, чья речь имеет быстрый или наоборот очень замедленный темп, детям с запинками, заиканием.

Подобные нормы всегда усреднены. Поэтому если во время плановых медосмотров врачи не выявили никаких отклонений, которые могут влиять на развитие речи двух-трехлетнего ребенка, но маму все равно что-то тревожит — лучше перестраховаться и записаться к логопеду.

Как должна звучать речь детей в разном возрасте можете прочитать в таблицах ниже: