В возрасте трех лет дети переживают значительный период роста и развития. В этом возрасте они начинают проявлять большую независимость, улучшают свои моторные навыки, развивают сложные формы игры и расширяют свой языковой запас. Вот несколько ключевых навыков и вех развития, которых можно ожидать от трехлетнего ребенка:
ВНИМАНИЕ:
- В большей степени непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую
- Произвольно выдерживает 5-10 минут занятий
КРУПНАЯ МОТОРИКА
- Уверенно ходит и координирует тело в пространстве
- Может кинуть и поймать мячик средних размеров
- Удерживает равновесие
- Поднимается и спускается по лестнице «по-взрослому», т.е. уже не переставным шагом
- Перешагивает предметы
- Прыгает на двух ногах
- Может прыгать и стоять на одной ножке
- Может повторить какую-то позу за взрослым
- Ходит задом наперед
МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ:
- Пинцетный захват мелких предметов
- Правильный захват карандаше
- Может пальцам показать зайчика, козу, + сложить колечко
- Может рисовать вертикальные, горизонтальные линии, круг, квадрат
ВОСПРИЯТИЕ:
- Различает и может вложить в отверстие сортера 3 основные формы: круг, квадрат, треугольник
- Знает, различает сортирует предметы по основным цветам: синий, красный, желтый, зеленый
- Собирает картинку из 3-4 частей
ПАМЯТЬ:
- Может запомнить простые стишки
- Может запомнить 3-5 слов на слух и воспроизвести их
- Может запомнить 3 предмета, игрушки или картинки и найти их среди других
- Может запомнить двигательную программу из 2 движений и воспроизвести её
МЫШЛЕНИЕ:
- Сложилось понятие величины, знает размеры: большой, средний, маленький
- Есть понятие количества «один-много»
- Классифицирует предметы на две группы (еда, животные)
- Может исключить лишний, но если взрослый помогает оречевлением (цветок-цветок-цветок-щенок)
- Понимает вопросы к простым сюжетным картинкам («кто плачет?», «кто обидел мальчика?»)
- Может построить башенку из кубиков по образцу из 4 элементов
РЕЧЬ:
- Понимает и выполняет простые команды («дай», «принеси», «возьми» и Т.Д.)
- Понимает вопросы взрослого («как тебя зовут?», «сколько тебе лет?»)
- Запас слов примерно 800-1300
- Говорит предложениями
- Использует прилагательные и местоимения
- Может задавать вопросы
- Использует в речи множественное число («игрушки»)
- Появляются в речи понимание предлогов («положи В шкаф», «поставь НА стол»)
- Может посчитать до 5 с опорой на пальчики
Если вы замечаете, что ваш трехлетний ребенок не умеет делать то, что обычно ожидается от детей его возраста, первым шагом может быть обращение за помощью к специалистам. Семейный центр «Шаг вперед» предлагает широкий спектр услуг и консультаций для поддержки развития детей и помощи их родителям.