С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с проявлениями дисграфии. В настоящее время более чем у 50% младших школьников обнаруживаются затруднения при обучении письму. Дисграфия — это нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
У детей — дисграфиков отмечается несформированность следующих компонентов, необходимых для овладения навыком письма:
- • зрительно-пространственное восприятие, анализ и синтез, пространственные представления, слухо-произносительная дифференциация звуков речи, фонематический, слоговой анализ и синтез, деление предложений на слова, лексико-грамматический строй речи;
- • память, внимание, мышление;
- • произвольная моторика, слухомоторная координация и чувство ритма;
- • регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, мотивы поведения.
Дисграфия проявляется в стойких специфических ошибках на письме.
Ошибки на уровне буквы и слога:
- ⁃ Пропуск, перестановка букв, слогов;
- ⁃ Смешение и замены букв, схожих по звучанию, по написанию;
- ⁃ Зеркальное написание букв;
- ⁃ Лишние буквы.
Ошибки на уровне слова:
- ⁃ Отдельное написание частей слова;
- ⁃ Слитное написание отдельных слов.
Ошибки на уровне предложения:
- ⁃ Нарушение согласования слов в предложении (число, род, падеж);
- ⁃ Несоблюдение границ предложений.
Правильно сформированные навыки письма являются важнейшим фактором успешности обучения в целом.
Лучше всего дисграфия поддается коррекции в возрасте до 10 лет. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут проходить коррекционные занятия, поэтому важно выявлять проблему на ранних стадиях и вовремя обращаться к специалистам. Большая часть работы приходится на нейропсихолога и логопеда. Специалисты определяют первопричину и составляют программу занятий, в которую входят упражнения по сенсомотороной коррекции, развитию функций внимания, памяти, формированию самоконтроля, звукопроизношению, фонемного распознавания речи, формированию лексико-грамматического строя, моторики, и остальных факторов. Иногда коррекционно-педагогического воздействия бывает недостаточно, и ребёнку рекомендуется консультация и сопровождение невролога.
Благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребёнка в итоге можно добиться полной коррекции, что происходит в более чем 80% случаев.