С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с проявлениями дисграфии. В настоящее время более чем у 50% младших школьников обнаруживаются затруднения при обучении письму. Дисграфия — это нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

У детей — дисграфиков отмечается несформированность следующих компонентов, необходимых для овладения навыком письма:

  • • зрительно-пространственное восприятие, анализ и синтез, пространственные представления, слухо-произносительная дифференциация звуков речи, фонематический, слоговой анализ и синтез, деление предложений на слова, лексико-грамматический строй речи;
  • • память, внимание, мышление;
  • • произвольная моторика, слухомоторная координация и чувство ритма;
  • • регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, мотивы поведения.

Дисграфия проявляется в стойких специфических ошибках на письме.

Ошибки на уровне буквы и слога:

  • ⁃ Пропуск, перестановка букв, слогов;
  • ⁃ Смешение и замены букв, схожих по звучанию, по написанию;
  • ⁃ Зеркальное написание букв;
  • ⁃ Лишние буквы.

Ошибки на уровне слова:

  • ⁃ Отдельное написание частей слова;
  • ⁃ Слитное написание отдельных слов.

Ошибки на уровне предложения:

  • ⁃ Нарушение согласования слов в предложении (число, род, падеж);
  • ⁃ Несоблюдение границ предложений.

Правильно сформированные навыки письма являются важнейшим фактором успешности обучения в целом.

Лучше всего дисграфия поддается коррекции в возрасте до 10 лет. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут проходить коррекционные занятия, поэтому важно выявлять проблему на ранних стадиях и вовремя обращаться к специалистам. Большая часть работы приходится на нейропсихолога и логопеда. Специалисты определяют первопричину и составляют программу занятий, в которую входят упражнения по сенсомотороной коррекции, развитию функций внимания, памяти, формированию самоконтроля, звукопроизношению, фонемного распознавания речи, формированию лексико-грамматического строя, моторики, и остальных факторов. Иногда коррекционно-педагогического воздействия бывает недостаточно, и ребёнку рекомендуется консультация и сопровождение невролога.

Благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребёнка в итоге можно добиться полной коррекции, что происходит в более чем 80% случаев.