В каком возрасте можно говорить о том, что у ребенка есть дисграфия?
А именно расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Говорить о дисграфии можно только при наличии у ребенка достаточного опыта письма.
На стадии формирования навыка, т.е. в течение 1 класса, очевидных ошибок на письме может и не быть, так как ребенок учится писать буквы и слова в комфортном темпе, а контроль за выполнением каждого элемента берет на себя взрослый. В этот период нейропсихологи чаще всего дают информацию о неравномерности развития ВПФ и о слабости / несформированности структурно-функциональных компонентов ВПФ, которые лежат в основе навыка.
Родителям в это время важно уделять внимание не только количеству письменных заданий, но и качеству: наблюдать за тем, как ребенок удерживает строку, насколько уверенно пишет буквы и слова, не появляются ли у него избыточные напряжения руки или неудобное положение тела при письме.
Другими словами, диагноз «Дисграфия» в 1 классе обычно не ставится. Специалист может прогнозировать появление дисграфии в дальнейшем (во 2 и далее классах), говорить о предпосылках возникновения нарушений письма.
На консультации с нейропсихологом или логопедом специалисты могут предложить упражнения, направленные на развитие необходимых психических функций и профилактику возможных сложностей письма во 2 классе.
Со 2 класса у детей увеличивается нагрузка и требования к самостоятельности, возрастают темп и объем письма, количество осваиваемых правил. Увеличение нагрузки, усложнение учебной программы, стрессы, утомление и многие другие факторы могут оказывать влияние на реализацию учебных навыков, в частности, навыка письма. Первыми страдают «слабые» звенья ВПФ, из-за чего могут возникать систематические и повторяющиеся ошибки на письме. Поэтому важно вовремя распознать эти трудности и помочь ребенку. Наши специалисты определят наличие дисграфии, степень ее выраженности и вид, а также выявят истинные причины этих трудностей. Разработают план индивидуальной работы по предупреждению или коррекции дисграфии.
Чем раньше будет выявлена тенденция к дисграфии, тем эффективнее могут быть профилактические мероприятия и занятия по коррекции — они помогут ребенку избежать стойких ошибок на письме и сформировать прочный навык грамотного письма.