Многие приходящие или звонящие по телефону родители спрашивают: «Можем ли мы пропустить диагностику и сразу приступить к занятиям?»

Для начала ответим на вопрос «Что такое диагностика?»

Диагностика — это обследование путем всестороннего и полного изучения того или иного высшего познавательного процесса (речь, память, мышление, восприятия, внимания), ведущего вида деятельности ребенка, уровня сформированности его навыков, знаний и умений с учетом возрастных и личностных особенностей.

  • Логопед проводит логопедическую диагностику;
  • Дефектолог — дефектологическую;
  • Нейропсихолог — нейропсихологическую.

У каждого специалиста свои направления обследования и своя батарея методик.

Так можно ли пропустить этап диагностики и сразу переходить к занятиям?

Конечно же нет, так как это важный этап в работе специалиста!

Помимо сбора информации, уточнения запроса родителей происходит знакомство педагога с учеником. Ребенок адаптируется к новой обстановке, к новому человеку. Специалист пытается установить контакт с ребенком через коммуникативную, игровую деятельность.

Диагностика позволяет определить возможную причину нарушения, позволяет понять какое нарушение первично, вторично, третично. Какова зона ближайшего и актуального развития ребенка, слабые и сильные стороны психического развития ребенка. Специалисты узнают у родителей как проходила беременность, роды, как развивался ребенок в раннем возрасте, отвечают на вопросы родителей. Мы проводим ряд тестов, диагностических методик с картинками, игрушками, специальным оборудованием, с целью обследования речевой, игровой, познавательной и коммуникативной деятельности, сенсо-моторной сферы.

На основе этих данных будет строится индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

Часто бывает так, что симптоматика нарушений имеет схожесть в течении. И тогда на помощь приходит дифференциальная диагностика, которая дает понять, какой именно вид нарушения у ребенка.

Например, отсутствие фразовой речи у ребенка трех-четырех лет может быть следствием:

  • Алалии,
  • Дизартрии,
  • Первичных нарушений физического слуха у ребенка,
  • Речевого мутизма,
  • Расстройства аутистического спектра,
  • Интеллектуального нарушения у ребенка и др.

Таким образом, 90% успеха в работе специалиста зависит от качественной и вовремя проведенной диагностики, установления позитивного контакта с ребенком и родителями. На диагностике можно предположить возможную причину нарушения, определить уровень развития ребенка, а по результатам специалист сможет выстроить индивидуальный коррекционный маршрут и дать необходимые рекомендации родителям.

Также мы проводим повторную диагностику спустя полгода или год коррекционной работы с ребенком, с целью контроля динамики и корректировки учебного процесса.