Нейропсихолог — специалист, который с помощью диагностики устанавливает состояние всех высших психических функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, праксиса, гнозиса, координации, баланса, навыков саморегуляции и др.) Эти процессы лежат в основе способности ребенка к обучению и всего его дальнейшего развития. В процессе диагностики специалист может выяснить, что какие-то функции у ребенка не сформировались или являются не зрелыми, что дает нам ответ, почему, например, тормозится речевое развитие, или есть проблемы с поведением и т.д.
Нейрокоррекционные занятия направлены на ДОРАЗВИТИЕ этих высших психических функций. Методы нейрокоррекции включают специальные двигательные, дыхательные, когнитивные и иные упражнения, которые стимулируют развитие головного мозга. Благодаря этому, центры в мозге созревают, мозг ребенка становится готов к восприятию учебного материала, который дает педагог в школе или дефектолог, а также происходит скачок в развитии речи, с которой работает логопед(например улучшается саморегуляция, и у ребенка быстрее автоматизируется правильное произношение звуков в речи, ребенок лучше контролирует себя). Нейропсихологическая диагностика и нейрокоррекционные занятия доступны для детей от 4 лет и до 14 лет.
Логопед — это педагог, который выявляет причины речевых нарушений у ребенка и проводит занятия по устранению полностью или частично этих нарушений. В рамках диагностики логопед оценивает все аспекты речевого развития более углубленно, чем нейропсихолог и дефектолог.
Логопед проверяет каждый звук, правильность построения фразы, предложений, грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух, слоговую структуру слова, понимание ребенком речи. Логопед обязательно оценивает органы речевого аппарата (мышцы, нёбо, язык и др.). На занятиях логопед работает с нарушениями ритма речи, проблемами с дыханием, развитием слухового восприятия, фонематического слуха, формированием речевых навыков, произношением, построением фраз и предложений, составлением рассказа и пересказа, проблемами чтения и письма у детей школьного возраста, заиканием.
При наличии нарушений логопед работает с детьми уже от 1,5 лет ( если ребенок готов к занятиям с логопедом), Специалист стимулирует вызов и развитие речи.
Дефектологи — педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. В отличие от нейропсихологов, дефектолог обучает ребенка бытовым и учебным навыкам, адаптирует ребенка к жизни, развивает игровую и познавательную деятельность, с помощью специальных приемов и методик помогает ребенку усваивать новые знания и умения, осваивать школьную программу. Дефектолог использует методы коррекции, когда недостаток исправить можно, или методы компенсации — когда устранить нарушения речи/слуха/письма невозможно, но нужно научить ребенка развиваться без этих функций.
Дефектологи работают с детьми от года.
Инструктор по ЛФК — занимается с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста с задержкой развития моторных функций, с нарушениями координации движений, нарушениями осанки, недостатком двигательной активности, сколиозом, а также реабилитацией детей после травм или перенесенных заболеваний. АФК особенно показана детям, которые плохо чувствуют своё тело и не соотносят команду с действием, не могут управлять своим телом и не могут адаптироваться вне замкнутого пространства (на улице, в дет.саду).
На занятиях по ЛФК тренер корректирует поведение детей, делает его более контролируемым, ребенок начинает чувствовать свое тело и адекватно управлять им,слышать команды и следовать им.
Если у ребенка серьезные нарушения развития (ДЦП, генетические отклонения, выраженные ЗПР, расстройства аутистического спектра), то заниматься нужно с несколькими специалистами. Подход к реабилитации должен быть обязательно комплексным
На диагностике специалист дает родителям рекомендации по коррекционно-развивающему маршруту:
- кто должен быть ведущим специалистом у ребенка на данный момент.
- какие занятия первичны.
- когда следует подключить других специалистов.
- следует ли их вообще подключать.
На занятиях все педагоги учитывают индивидуальный подход, используют разные эффективные методы и приемы, направлены на максимальное достижение коррекции.