Неправильная постановка руки ребенка при письме закладывается в домашней среде. В современном мире пишущие инструменты (карандаш, ручка, фломастер) попадают в руку малыша буквально с рождения. Мелкая моторика ребенка еще развита недостаточно, поэтому погремушку он держит всеми пальцами, зажимая в кулак. Далее с возрастом захват предметов, в том числе карандаша меняется, но может оставаться неправильным, привычным и автоматизированным не характерным для определенного возраста. Например, когда трех-четырехлетний ребенок держит карандаш в кулаке.
Обращайте внимание на то, как ребенок рисует или пишет. Не позволяйте ему держать карандаш, как ему захочется. Чем раньше малыш научится правильно держать карандаш и ручку, тем проще ему будет в школе.
Самый распространенный провоцирующий фактор неправильного захвата карандаша — некорректный инструмент. Исследования показали, что рука дошкольника в 6-10 раз слабее руки взрослого человека. Мы это понимаем, когда идем в магазин и даем нести ребенку сумку с продуктами, которая в 10 раз легче нашей.
Однако взрослые забывают о такой особенности кисти малыша, когда дают ему твердый карандаш. Работая таким инструментом, ребенок вынужден сильно давить, а значит, его кисть перенапрягается, суставы формируют углы, мелкие мышцы не работают, а мотивация к рисованию пропадает. Например, твердость простого карандаша 1B для взрослого — нормально, а для ребенка — много. К сожалению, практически все детские цветные карандаши (за исключением акварельных) слишком жесткие для ребенка. Поэтому стоит выбирать в специализированных магазинах канцтоваров цветные карандаши, которые соответствуют простым мягкостью 5В или 6.
Первые карандаши малышу выбираем мягкие(акварельные), не толстые и желательно трехгранные.
Основная задача родителей – научить ребенка держать карандаш так, чтобы при письме рука не уставала. Чтобы ребенок лучше запомнил правильное расположение пальцев при письме, можно обратить его внимание на следующие моменты:
- Можно представить, что при письме карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло;
- Пальцы должны быть расслаблены;
- Пальцы должны быть расположены на расстоянии 1,5-2 см от пишущей части ручки или карандаша;
- Можно касаться стола кончиком мизинца.
Немаловажным фактором для формирования правильного захвата карандаша играет работа пальцев и кисти, а также мышечный тонус рук, который может быть как гипер, и тогда отмечается сильный нажим при рисовании, резкие, размашистые движения, отсутствие плавности в рисовании, спазмированность движений или наоборот гипо, что проявляется в слабом нажиме на карандаш, когда линии плохо видны, пальцы и кисть руки быстро устают, ребенок не может даже небольшой промежуток времени что-то раскрашивать или рисовать. Это негативно влияет на мотивацию к данному виду продуктивной деятельности.
Видя эти особенности у ребенка специалисты центра (дефектологи, нейропсихологи) на занятиях используют специальные комплексы упражнений на развитие и коррекцию отстающих функций у детей.



